САЙМА 2010

25.07-06.08.2010.

Байдарочный поход по озеру Сайма.

Иматра (Imatra) — Савонлинна (Savonlinna) — Пуумала (Puumala)


Содержание.

1. Введение.
2. День первый. Иматра — остров Суури Линтусаари (Suuri Lintusaari).
3. День второй. Остров Суури Линтусаари — мыс Марйониеми (Marjoniemi).
4. День третий. Мыс Марйониеми — остров Хонкасаари (Honkasaari).
5. День четвертый. Остров Хонкасаари — остров Китёсаари (Kyt?saari).
6. День пятый. Остров Китёсаари — остров Юувинсаари(Juuvinsaari).
7. День шестой и день седьмой. Остров Юувинсаари — Савонлинна (Savonlinna).
8. День восьмой. Савонлинна — остров Юоксукаллион Етеиссаари (Juoksukallion Eteissaari).
9. День девятый. Остров Юоксукаллион Етеиссаари — остров Сявиёнсаари (S?vi?nsaari).
10. День десятый. Остров Сявиёнсаари — кемпинг Манниланниеми(Mannilanniemi).
11. День одиннадцатый. Кемпинг Манниланниеми — Залив Весилахти (Vesilahti).
12. День двенадцатый. Залив Весилахти — остров Селкясаари (Selk?saari).
13. День тринадцатый. Остров Селкясаари — кемпинг в Пуумала.
14. Приложения.
14. Комментарии.



1. Введение.

Поход осуществлён на двух байдарках Вуокса-3, в компании семи человек (четверо взрослых, трое детей — двенадцати, одиннадцати и четырех лет) и одной собаки. Идея путешествия родилась годом ранее, когда мы в том же составе отправились в небольшой байдарочный поход по Вуоксе. Тогда мне приятно было вспомнить молодость, подержать в руках весло, подышать влажным воздухом, но вот экологическое состояние знакомого с детства водоёма очень уж мне не понравилось. На всех островах свалки мусора, везде огромное количество рыбаков, туристов и прочих обитателей берегов. Обидно стало, что не могу показать Вуоксу новому поколению такой, какой я сам её знаю и люблю. Тогда и решено было отправиться в поход по Сайме — водоёму очень похожему на нашу Вуоксу, но оказавшемуся по другую сторону границы и потому более чистому во всех отношениях.

Путешествие имело две цели — посещение оперного фестиваля в Савонлинне1 и знакомство с Суворовскими каналами2. Сайма достаточно большой водоём, поэтому по нему без труда проложили круговой маршрут. Таким образом, можно было доставить весь груз и всех членов экипажа к началу маршрута на машинах и в конце маршрута покинуть водоём на этих же машинах.

Ничего сложного придумывать не стали. Начать путешествие решено было от кемпинга в Иматре, куда добраться из Питера можно очень просто и быстро. Здесь же планировалось и закончить маршрут. На время путешествия машины были оставлены на парковке возле кемпинга (по согласованию с администрацией).

Большую часть провианта привезли с собой. Дозакупались в Иматре. В пути закуп осуществляли в Савонлинне и Пуумале. Ночевали в палатках на островах и трижды в палатках в кемпингах. Две ночи провели в коттедже в кемпинге возле Савонлинны.

Как-то так получилось, что маршрут закончили в кемпинге в Пуумале, хотя время позволяло завершить его в Иматре, как планировалось изначально.

Маршрут весьма познавателен. Подходит для семейного отдыха.

2. День первый. Иматра — остров Суури Линтусаари (Suuri Lintusaari).

Кемпинг в Иматре в представлении не нуждается. Это хорошее место, чтобы отдохнуть после переезда из Питера, неспеша собрать байдарки, погрузиться и отчалить. Байдарки собрали возле палаток накануне вечером. Нести к водоёму от кемпинга их пришлось по крутому склону. Остальной багаж подвезли к берегу на машине.
Отчаливаем на слегка перегруженных байдарках — много багажа (сказывается отсутствие опыта водных походов), да к тому же в двух трёхместных байдарках размещено восемь членов экспедиции (включая собаку). Несмотря на то, что ветер и волнение умеренные, Сайма встречает нас сурово: и вода, и небо, и гранит по-питерски мрачновато-серые. Впрочем, погода к вечеру разгуливается и солнце радует нас на протяжении следующих нескольких дней.

Изначально мы не очень хорошо представляли себе места наших предстоящих ночевок. У меня на карте были обозначены кемпинги, также имелась информация о специально оборудованных стоянках на островах, полученная с гребного сайта. На сервисе Google Earths были найдены места, где, судя по фотографиям, иногда люди останавливаются с палатками. Проблема заключалась в том, что наш маршрут не всегда можно было привязать к таким местам. Финский закон о природопользовании достаточно лоялен к туристам, путешествующим с палатками, но сильно ограничивает использование открытого огня (костёр разрешается разводить только в специально оборудованных местах).

Солнце приближается к горизонту, а до места предполагаемого ночлега остается не менее часа пути, когда слева по борту вдруг обнаруживается небольшой пляжик с очагом и каркасом навеса над ним. Очаг сложен из гранитных булыжников точно также, как это делают у нас на Карельском Перешейке. Чтож, вполне можно назвать это «специально оборудованным местом». Позже, если нам не удавалось найти подходящее место для ночлега (это произошло всего один или два раза), мы останавливались на диком острове и собирали из камней очаг — чем не «оборудованное место»? Думаю, что это правильная трактовка закона о природопользовании, хотя злоупотреблять этим не стоит. Остров, на который мы высадились, имеет название Суури Линтусаари, на нём произрастает сосновый лес, есть несколько небольших пляжиков.

3. День второй. Остров Суури Линтусаари — мыс Марйониеми (Marjoniemi).

Утром вытащили сетку, поймали щуку, несколько окуней и подлещиков. После завтрака прогулялись по острову, обнаружили на северной его оконечности несколько мест для стоянок, подобных нашему, которое расположено в северо-восточной части острова.

Отчалили после продолжительных сборов. Утро выдалось жарким и тихим. Пересекли большой плёс и увидели первый суворовский канал, или, как презрительно именуют финны подобные сооружения, «канава». К примеру, этот канал, они называют Kutvelen kanava. Презрение финнов к каналам понятно: в стране тысячии озер существует огромное разнообразие водоёмов, это и море, и озёра, и реки, и ручьи, и болота, и, между прочим, канавы. А тут русские, непонятно зачем прогнавшие шведов, которые тоже непонятно чем тут занимались, вдруг задумали копать землю, прокладывая новые водоёмы между акваториями одного и того же озера. И что в результате получилось, как это назвать? Канава она и есть канава! Стоит признать, однако, что по прошествии веков, финны всё же осознали полезность каналов, а данный канал (единственный из четырех суворовских) в начале двадцатого века даже модернизировался, его расширили и углубили для сплава леса и прохождения по нему больших судов. Одно из таких большив судов, именуемое в простонародье яхтой, как раз проходило через канал, когда мы высадились на его берег, дабы осмотреть окрестности и искупаться.

Пока мы купались возле восточного входа в канал, Лёха со своим экипажем доплыл до западного входа, где обнаружил замечательную бухту для купания. Но искупаться не удалось, из ближайшего дома (а он находился, по правде говоря, метрах в пяти), вышел разгневанный финн и сообщил, что здесь приватная территория.

Сразу за каналом обнаружилась паромная переправа. Желтый паром, каких в последующие дни мы повидали множество, пересекал спокойную гладь Саймы, на его борту гордо красовалась надпись «Kul?niemi», т.е. полуостров Куля. Взглянув на карту, становится понятна трагедия местного уровня, разыгравшаяся здесь две сотни лет назад: в результате строительства канала, полуостров Куля оказался отрезанным от материка и превратился в остров посреди Сайменского озера. Теперь добраться до него можно только на пароме или на лодке. Остров по привычке называют полуостровом. Такая вот страшная история, ещё одна причина нелюбить канавы.

После канала наш маршрут, имевший сначала северо-западное направление, постепенно сворачивает на север, а затем на запад, уходит в узкие проливы, просторы Саймы остаются позади, острова становятся более живописными. На одном из таких островов останавливаемся на обед. Остров необорудован, уху варим на газовых горелках. Купание в чистой воде, яркое солнце, уха из свежей рыбы, стопка Коскенкорвы. Для финского счастья не хватает только сауны.

Уж не знаю, что тому виной: то ли частые купания, то ли долгий обед, то ли всеобщая заторможенность, вызванная жарой, но место ночлега опять ищем в сумерках, благо что летние сумерки на севере посветлее северного же зимнего дня. Находим пляжик в бухте возле мыса Марйониеми. На самом мысу коттедж, но нас из него не видно. На всякий случай мы договариваемся вести себя тише обычного, что не означает полной тишины, но делает вероятным относительный покой обитателям коттеджа. На нашем месте имеется заброшенное кострище, пара брёвен, можно найти ровное место для палатки.

4. День третий. Мыс Марйониеми — остров Хонкасаари (Honkasaari).

После завтрака прогулялись по берегу, осмотрели бухту и окружающий лес. Места очень даже симпатичные, местные жители ведут себя культурно, в лесу и на воде чисто и тихо. Щелкнули наш лагерь с мыса. День снова обещает быть жарким. Искупались, собрались и отчалили.
Путь проходит по нешироким проливам, по берегам то тут, то там виднеются коттеджи и дачи, иногда можно увидеть причудливый мостик. На воде попадаются карликовые белые кувшинки (водяные лилии).
Приближаемся ко второму суворовскому каналу — Кяухкяя(K?yhk??n kanava). Эта канава довольно узкая и, как мне показалось, самая короткая (метров 20) из четырёх суворовских, но в Википедии указана длина канала 260 м. Через канаву перекинут автомобильный мост. На протяжении всего нашего маршрута только здесь имеется десятиметровый участок с ощутимым встречным течением, которое мы героически преодолеваем. После таких неимоверных усилий останавливаемся искупаться сразу за мостом.
Солнце припекает, жарко даже на воде. Узкими проливами мимо симпатичных островов километров через семь выходим к третьему и самому длинному каналу — Куконхарью (Kukonharjun kanava).
Длина канала 800 м, частично прорублен в скале. В 2005 году на его берегах проводились археологические раскопки. Имеются информационный стенд, лесные тропинки, проходящие мимо фундаментов русских построек, соответствующие указатели, дрова под навесом.

Вдалеке за каналом на воде видна лодка, слышна русская речь. Кому принадлежат эти весёлые беззаботные голоса, кто бродит по финским болотам? Может это остатки русского гарнизона, а может просто заезжие туристы, кто знает? С непривычки не разобрать.
Обедать на канале не стали, несмотря на наличие дров, уж очень здесь жарко. Ознакомились с информацией на стенде (на русском языке), осмотрели фундаменты, ещё немного помедитировали и в путь.

После канала начинаются довольно обжитые места, но встречаются и дикие острова. На одном из таких островков искупались и пообедали, наслаждаясь сказочными пейзажами вокруг.
Вскоре узкий пролив заканчивается и мы снова оказываемся на просторах большой Саймы с её величиственными островами и скалами. Здесь расположен заповедник, связанный с ареалом обитания сайменской нерпы (на карте обозначен зелёным цветом). В этих местах отсутствует какая-либо хозяйственная деятельность, нет никаких построек. Встречаются лишь катера, яхты и каякеры, да ещё вот две байдарки бороздят океан.

На ночлег остановились на специально оборудованной стоянке на острове Хонкасаари. Подойдя к острову, обнаружили людей на берегу, которые завидев нас, спешно собрались и отчалили на моторной лодке. На острове имеются решетка для костра, туалет, дрова, топор, пила, информационный стенд.

5. День четвертый. Остров Хонкасаари — остров Китёсаари (Kyt?saari).

Наступающий день совпал с днём рождения одного из членов экспедиции, но с утра пить не стали, потому что таков закон. Недалеко от острова на камне, торчащем из воды, сидит незнакомая птица. Завтрак готовим на местном костровом оборудовании, которое представляет из себя металлический штырь, забитый в землю, с насаженной на него решёткой таким образом, что решётка может поворачиваться вокруг штыря, а также подниматься по нему с возможностью фиксации. Конструкция очень удобная и более практичная, чем наши традиционные кострища с перекладиной.

Для разнообразия решаем немного отклониться от маршрута и зайти сегодня в Лохилахти (Lohilahti), посетить местный музей, посмотреть на церковь и памятник финской марке, а также посетить магазин. Однако, пройдя примерно треть залива Лохилахти, отказываемся от этой затеи и поворачиваем назад, возвращаемся к запланированному маршруту. Причина — сильный встречный (восточный) ветер и явная нехватка времени на такое амбициозное мероприятие. После этого наше продвижение на север идёт весьма удачно под прикрытием правого берега.

Спасаясь от ветра, обедаем на острове посреди широкого пролива и движемся дальше.

К вечеру, когда наш путь уходит на восток, ветер стихает. Мы проходим мимо ровной гряды камней, похожей на линию противотанковых надолб, размещённой зачем-то посреди озера. Вскоре впереди показывается последний суворовский канал Телатайпале (Telataipalen kanava).
Канал сохранился лучше других, вернее его восстановили в большей степени. Берега отделаны камнем, есть причал для лодок с надписью «open», наверху пивной магазин, закрытый в вечернее время, территория ухожена, наличиствуют беседка, цветочки и, естественно, информационный щит с текстом на русском. Мимо проходит пустынное шоссе, через канаву перекинут мостик. Тихо и безлюдно как всегда и везде в этой стране.
За каналом начинаются довольно унылые пейзажи. Все хорошие места заняты коттеджами. Сгущающиеся сумерки заставляют торопиться с выбором места, но ничего не находится. В конце концов высаживаемся на небольшой скальный выход в западной части острова Китёсаари. Ровных мест на острове не находим. Пока взрослые ставят палатки прямо на гребне скалы, дети собирают дрова и камни для постройки очага.



1 Ежегодный финский Оперный фестиваль «Савонлинна» входит в число лучших европейских музыкальных форумов. Он проходит в средневековой крепости Олавинлинна (Olavinlinna), XV в., расположенной на острове в центре города Савонлинна. Главный внутренний двор крепости накрывается уникальным по конструкции навесом и преображается в дни Оперного фестиваля в театр, вмещающий более двух тысяч зрителей. Обычно, репертуар фестиваля включает пять-шесть собственных постановок (порядка тридцати спектаклей) и недельные гастроли зарубежного оперного театра (два оперных спектакля), которые чередуются в течение месяца. Оперы исполняются на языке оригинала, а на электронном табло – даются титры на английском и финском языках.?

2 Россия построила 1790-х годах в бассейне Сайма четыре канала без шлюзов: канал Кутвеле на Тайпалсаари, канал Кяюхкяя в Руоколахти, канал Куконхарью на границе районов Руоколахти и Пуумала и канал Телатайпале в Сулкава. Каналы были частью укреплений Юго-восточной Финляндии и образовывали судоходный фарватер Российской Сайменской флотилии из Олавинлинна (Савонлинна) в Лаппеенранта. ?