БОСНИЯ, АЛБАНИЯ 2010

08-24.09.2010.

Ужице, Сербия (Užice, Srbija) — Мокра Гора (Mokra Gora) — Вышеград, Босния и Герцеговина (Višegrad, BiH) — Сараево (Sarajevo) — Мостар (Mostar) — Неум (Neum) — Дубровник, Хорватия (Dubrovnik, Hrvatska) — Герцег-Нови, Черногория(Herceg-Novi, Crna Gora) — Будва (Budva) — Улцинь (Ulcinj) — Шкодер, Албания (Škodra, Albania) — Подгорица, Черногория (Podgorica, Crna Gora)

Содержание.

1. Введение.
2. День первый. Белград — Ужице.
3. День второй. Босния.
4. День третий. Вышеград, Рогатица.
5. День четвертый. Сараево.
6. День пятый. Кониц.
7. День шестой. Ябланица, Мостар, Благай.
8. День седьмой. Столац, Неум.
9. День восьмой. Дубровник.
10. День девятый. Игало.
11. День десятый и день одиннадцатый. Герцег-Нови, Котор, Будва.
12. День двенадцатый. Великий пляж.
13. День тринадцатый. Святой Джордж.
14. День четырнадцатый. Шкодер.
15. День пятнадцатый. Подгорица.
16. День шестнадцатый и день семнадцатый. Белград.
17. Приложения.
18. Комментарии.


1. Введение.

Сентябрь — замечательное время для путешествий по Балканам. Солнце еще яркое, а море теплое, а вот туристов уже значительно меньше чем летом. Путешествовали вдвоем с Русланом, но в силу того, что общения с очень разными людьми было много, а с одним корейским велотуристом даже проехали вместе пару десятков километров, ощущение такое, что компания была большая.

Основная цель похода — посещение Боснии1. После неудачной попытки пересечь границу Сербии и Боснии в прошлом году, мне еще больше захотелось увидеть своими глазами мост на Дрине, Сараево и Мостар, пообщаться с местным населением. Кроме того, хотелось провести несколько дней на море, поэтому планировали посетить и сравнить боснийское, хорватское и черногорское побережья. Посещение Албании в основные планы не входило, его мы держали в уме так, на случай если останется время. Изначально я планировал преодоление одного-двух сложных перевалов, но ввиду некоторых технических моментов от этого пришлось отказаться. Самым сложным в техническом плане участком пройденного в итоге пути оказалась дорога из Вышеграда в Рогатицу. На этом участке мы свернули с сараевского шоссе на проселочные дороги, сократив расстояние, но значительно увеличив набор высоты. В остальном маршрут пролегал по асфальтовым дорогам разной степени загруженности с более-менее плавными подъемами.

Все поставленные задачи были выполнены. Босния произвела на меня огромное впечатление, появились некоторые новые мысли о природе балканских (и не только) конфликтов. Пожалуй, еще б?льшее впечатление неожиданно произвела на меня Албания. В этой стране мы провели всего сутки и, думаю, стоит побывать здесь еще раз. Пять дней, проведенных на Адриатическом побережье от Неума до Ада-Бояна, — отличный расслабон в середине путешествия.

Для въезда в Боснию самостоятельно сделали ваучеры на основании статьи puerrtto и на этот раз проблем с пограничниками не было. Исходя из опыта этого путешествия и путешествия 2011 года, могу рекомендовать тем, кто не хочет заморачиваться с ваучерами (хотя чего заморачиваться, делается это за 40 минут совершенно бесплатно), въезжать в Боснию со стороны Дубровника или Сплита, здесь контроль осуществляется только хорватскими пограничниками, а боснийских нет вообще! Пересечение же границ Сербии, Хорватии, Черногории и Албании для граждан России не требует предварительной подготовки.

Отчет написан спустя полтора года после завершения маршрута. С одной стороны из-за этого отсутствуют в нем многие подробности, с другой это дало возможность акцентировать внимание на том, что действительно интересно и запоминается надолго.

2. День первый. Белград — Ужице.

Летим, как и в прошлом году, Аэрофлотом. C Русланом встречаемся в Шереметьево, куда наши рейсы прибывают с разных уголков страны почти одновременно. Получив багаж, перемещаемся в международный терминал, проходим регистрацию, паспортный контроль и вперед, на Белград.

В аэропорту Николы Теслы не находим автобуса, который идет в город. Хитрые таксисты убеждают всех в том, что автобус вообще не ходит. Собираем велики и катим в город, на автовокзал.

Чтобы не ехать по автостраде, нужно выйдя из здания аэропорта на привокзальную площадь, повернуть налево на дорогу, идущую сначала на юго-запад, затем поворачивающую на 90° на юго-восток. Через пару километров дорога выходит на шоссе Сурчин — Белград (Белград налево). Шоссе узкое, придется немного потерпеть, но это лучше, чем ехать по трассе Е-70. На въезде в город, после небольшого спуска — кольцевой перекресток, который нужно пересечь прямо, выехав на улицу Ивана Рыбаря. На втором перекрестке после кольца свернуть налево на Юрия Гагарина. Ехать по проспекту Гагарина и его продолжению — Владимира Поповича до упора, до поворота направо на Старый Савский мост. Мост довольно узкий, зато движение по нему не очень интенсивное и по нему сразу попадаешь на автовокзал. Весь путь около 18 км.

В городе застаем вечерние пробки, на автовокзале покупаем билеты до Ужице на автобус, до отхода которого остается 3 минуты. Наша погрузка в автобус напоминает смену этапов в триатлоне: за минуту мы успеваем частично разобрать велики, погрузить их в багажное отделение, погрузить рюкзаки и как обычные пассажиры зайти в салон.

В Ужице выгружаемся ранним вечером, но уже темно. Нас окружают какие-то студенты, пытаются помочь собрать велики, а заодно выяснить, кто мы и куда направляемся. Поскольку, в прошлом году Ужице не произвел на меня большого впечатления, сразу от автовокзала педалируем в горку на выезд из города. Переключаясь на пониженную передачу, обнаруживаю последствия транспортировки велосипеда самолетом — погнут петух (крюк, на который крепится задний переключатель), в результате чего на трех больших звездочках ехать невозможно, соскакивает цепь. Возвращаемся в центр города, ищем ночлег. Руслан предлагает поставить палатку в каком-то сквере, но я, подавленный неудачей, не соглашаюсь.

Селимся в отель “Златибор”, сразу на ресепшене просим молоток. Паренек не понимает, тогда я беру бумагу и рисую изображение того, что мне нужно. Паренек уходит и приносит большой кухонный молот для отбивки мяса. Хоть что-то. Занимаюсь ремонтом в помещении на первом этаже, которое нам выделили для хранения велосипедов. Кое-как удается выгнуть крюк, после чего переключатель занимает нормальное положение, но на самую низкую передачу все равно не переключает.

Сам отель — помпезное здание социалистических времен. Гостей в отеле мало, но всех селят выше девятого этажа, видимо считая, что оттуда открывается хороший вид на город. Может так оно и есть, но грязные окна не дают ничего рассмотреть. Лифт работает очень странно, ходит только по одному ему известному маршруту, в результате чего никто никогда не попадает на нужный этаж. Несколько позже, уже будучи в Будве, мы познакомились с ребятами из Иркутска, которым довелось жить в “Златиборе” на два дня позже нас. Это был день, когда мы мокли на пути в Рогатицу, при этом в Ужице был такой же сильный ливень, иркутяне сидели в отеле “Златибор” и по стенам номера у них лилась вода. Словом, отель нам понравился.

Вскоре после заселения, Руслан погрузился в сон, а я отправился блуждать по ночному городу. Забегая вперед, скажу, что в этой поездке я приобрел привычку бродить по ночным городам в одиночку. Ночью город предстает совсем иным, нежели днем. Город ночью и город днем — это два совершенно разных города. Таким образом, мне удалось посетить в два раза больше городов, чем Руслану. Зато ему удалось поспать в два раза больше, чем мне.

За день проехали 25 км.


3. День второй. Босния.

Слава богу, хоть завтраком накормили в этом замечательном отеле. Во время трапезы смотрим сербские новости по телеку, очень интересно. После завтрака собираем вещи и выкатываем в город. Покупаем симки, глазеем по сторонам и делаем вторую попытку выбраться из города. На этот раз получается. Первый подъем дается нелегко, зато наверху нас ждет интересный вид на город и крепость. Катим дальше по шоссе вверх, разглядывая сербские деревеньки внизу. В одном месте у дороги на траву нападало много слив. Останавливаемся, подбираем. Хозяева сада, собирающие урожай, увидев нас, выходят к обочине и злобно рычат выносят крупные спелые плоды. Очень гостеприимные люди!

До поворота на Мокру Гору (после деревни Мачкат) ничего интересного больше не происходит, зато после поворота начинается та самая сельская Сербия, которая так полюбилась мне в прошлом году. На одном из небольших перевалов мое внимание привлекают деревянные скульптуры и поделки во дворе дома слева от дороги. Останавливаемся посмотреть. Оказывается, что здесь расположена винодельня. Неспешный мужчина угощает нас вином и ракией, его маленькая унука (внучка) крутится вокруг нас, рассматривает странную одежду, потом разрешает сфотографироваться с ней. Покупаем ракию и катим дальше. На развилке в Кремне обнаруживаем новую композицию, состоящую из паровоза и входа в туннель. В прошлом году был только вход в туннель. А деревянные бортики непонятной конструкции, на которых мы раньше делали перекус, превратились в довольно симпатичную клумбу.

Скоро сказка сказывается, да не скоро велик скатывается... Вобщем, прикатили в Мокра Гору. Последний паровоз на Шарганскую осьмицу уже ушел, поэтому пристегнули велосипеды на станции и потащились в гору, к Кустурице. Здесь как всегда прикольно. О Дрвенграде (или Кюстендорфе) можно почитать в прошлогоднем отчете. Самого Кустурицу опять не встретили, так что и поговорить было особо не с кем.
На этот раз я, пожалуй, больше вдохновился Дрвенградом, может тому причиной то, что на паровозике покататься не удалось и одна достопримечательность не затмила другую. Вдохновленному дальше поехалось легко, тем более что дорога идет под уклон. Вот и граница. Сербы спросили, есть ли у нас боснийская виза. “Нет”, — говорим. Пограничник набирает побольше воздуха в грудь, собирается что-то нам втолковывать. “Есть ваучеры”, — поспешно добавляю я. Пограничник облегченно выдыхает, отдает паспорта — сербы пропустили. Боснийские пограничники забрали паспорта и ваучеры и ушли в будку, мы минут двадцать жарились на солнце. Пожалуй на таком пустынном погранпереходе мне бывать еще не приходилось. За все время проехала одна легковушка с сербскими номерами (процедура пересечения у нее заняла не более минуты), да 2-3 грузовика пылятся в сторонке, больше никого на границе не видно. Погранцы выходят из будки, отдают паспорта: “Srećan put”. Ура, мы в Боснии!

Дорога, пустая и разбитая, петляет вдоль каньона речки Рзав, проходя через несколько небольших туннелей. Параллельно, также через туннели, идет железная дорога — продолжение той, по которой ходит туристический паровозик в Мокра Гора. На правом берегу реки монастырь Добрун. Переезжаем к нему по мостику, пересекаем железку, какой-то музейный паровозик стоит тут же, бродим по монастырю. Тихо, спокойно.

Через несколько километров закупаемся провиантом в магазинчике у дороги. Хозяин магазина интересуется, кто мы и откуда. Удивляется. Говорит, что в этих местах воевало много русских добровольцев. Расплачиваемся евро, получаем сдачу в конвертируемых марках, выходим на улицу, любуемся вечерним солнцем. Хозяин выходит вслед за нами с графином ракии. Не хочется его обижать, выпиваем с ним по стопке. Хозяин записывает на клочке бумаги свой адрес, просит прислать фото по почте, если получится. Жаль, адрес не сохранился.

Дорога петляет, на одной из петель слева у дороги обломок скалы, за которым сворачиваем на проселочную дорожку, ведущую на противоположный берег Рзава. Дорожка идет по узкому перешейку, слева и справа — обрыв в каньон. В одном месте перешеек расширяется до полянки десяти метров диаметром. Полянку очищаем от камней и колючек, ставим палатку, ужинаем у костра. По дороге с небольшим интервалом проезжают две машины, водители и пассажиры обеих приветствуют нас.

За день проехали 75 км.


4. День третий. Вышеград, Рогатица.

Утро выдалось промозглым и туманным, такое ощущение, что мы уже высоко в горах в окружении облаков. Руслан совершил утреннюю пробежку, а я свернул мокрую от росы палатку. До Вышеграда осталось километров пять, доехали быстро. Лучи солнца начали разгонять туман. Городок веселый, со своим колоритом. Поменяли евро на KM, купили боснийские симки, прошлись по городку, вышли к знаменитому мосту.

Сейчас мост пешеходный и не имеет большого транспортного значения, а на протяжении веков он единственный на сотни километров соединял два берега неспокойной Дрины. Я прошелся по мосту, сел на “диван” в центре моста, предался мечтам. “От этого моста, точно от основания, расходится веером холмистая долина с Вышеградом, его предместьями и деревушками в ложбинах между холмов, лоскутной пестротой пашен, выгонов и сливняков, прихотливой сетью межей и оград, узорной россыпью перелесков и отдельными купами лиственных деревьев”. Вобщем, друзья, читайте Иво Андрича. Рекомендую тем, кто не читал, а кто читал — рекомендую перечесть.

Из лирического настроения вывели приставучие цыганята. Я сразу вернулся в наш грешный мир и поспешил к велосипедам, оставленным в начале моста. На левом берегу Дрины сразу попали на шоссе, Сараево налево, но мы поворачиваем направо на улицу Иво Андрича и через некоторое время налево, на невзрачную дорожку, забирающую круто вверх. Здесь я сразу же пожалел, что не могу переключиться на передачу 1:1. Подъем крутой и непрерывный. С непривычки такой серпантин убивает, а мы еще и не готовы к нагрузкам — воды с собой оказалось чуть-чуть. Зато места замечательные: машин нет, много зелени, внизу Дрина и Вышеград. Всего набор высоты на этом участке составил 970 м (с 300 на мосту до 1270 на перевале).
Когда мы преодолели более половины подъема, навстречу попался лесовоз. Водитель, видя наш измученный вид, остановился, дал Руслану бутылку воды, а мне, как более опытному байкеру — бутылку пива. Поговорили о жизни, опять были помянуты русские добровольцы. Пить со мной пиво водитель отказался: “Только что выпил”. Я заглянул в кабину. Две пустые бутылки лежали на полу. На закономерный вопрос про полицию, ответил: “Они мои друзья”. Есть над чем призадуматься. К этому надо добавить, что все 10-15 минут, что мы с ним болтали, лесовоз стоял на дороге, перегородив проезд. Думаю, что если бы кто-нибудь подъехал в это время, то терпеливо бы ждал, когда мы закончим болтовню, или, что еще более вероятно, тоже присоединился бы к нашему разговору.

После перевала дорога пошла пологая и стало возможным без напряга поглазеть по сторонам. Поскольку мы посетили Боснию в предверии каких-то местных выборов, везде наблюдаются плакаты с политической агитацией, в том числе и в лесу на деревьях!

Выезжаем на перекресток, потом на другой. Нигде нет никаких указателей, либо указатели валяются простреленные на дороге. В конце концов интуитивно выезжаем на дорогу, ведущую к нашей сегодняшней цели — городу Рогатица. Дорога почти все время идет под уклон, но начинается дождь, переходящий в сильный ливень. После получаса скоростного спуска, въезжаем в Рогатицу, мокрые и голодные. Паркуемся у первой же забегаловки, ужинаем, знакомимся с местными жителями. Дальше все как обычно — местные угощают ракией, разговоры о войне, добровольцах и т.д. После ужина наши новые друзья ведут нас к Йовчичу, у него, мол, очень дешевые апартаменты. Селимся, спим пару часиков и отправляемся на знакомство с вечерним городом. Впрочем, об этом есть одельный рассказ.

За день проехали 60 км.


5. День четвертый. Сараево.

Утром небольшая прогулка и снова в путь. Прощай, гостеприимная Рогатица! Сразу от города начинается подъем, далеко не такой крутой, как вчера, но выжимающий из организма алкогольные шлаки. Поначалу машин много (суббота, все куда-то едут), но очень быстро их количество сокращается. Педалировать по Республике Сербской приятно, многие водители приветствуют звуковыми сигналами, притормаживают. Один водитель приветствовал нас особенно рьяно, присмотрелись — охранник из вчерашнего ночного клуба. Ба, да мы тут всех знаем!
Дорога на Сараево хорошего качества. Погода как раз для путешествия — пасмурная и не жаркая. Едется легко: воздух свежий, пейзажи красивые. На подъемах одинокие домики ползут мимо нас, на спусках целые деревни проносятся мимо.

После одной из развилок я засомневался, правильно ли едем. Останавливаемся, достаем карту. Тут же тормозит встречный автомобиль. Водитель высовывается в окно, интересуется, куда держим путь и радостно сообщает, что движемся в правильном направлении.
В Рогатице нас пугали жуткими нравами, которые царят в мусульманской части Боснии, говорили, что ни один серб не сунется без крайней необходимости в места, населенные мусульманами. Мы уж даже подумали, что должна существовать какая-то граница между ними. По крайней мере, на карте граница между Республикой Сербской и остальной Боснией показана четко. На местности же никаких КПП, никаких обозначений, даже не видно, где проходит эта воображаемая линия.2
Как бы там не обстояли дела с сербами-мусульманами, а до Сараево мы добрались. Кстати, все балканские народы, а также встреченные нами поляки произносят название этого города с ударением на третий слог. На спуске в город ведутся дорожные работы, а нас очень порадовала скала, замаскированная под фалический символ. Спуск продолжается какое-то время и в самом городе, хотя большая часть города расположена в почти плоской долине. Город появляется внезапно и запоминается надолго. Сараево — город-эклектика, это истинно османский город и вместе с тем какой-то свой родной, христианский.

Итак, мы въехали в Сараево. Дорога идет вдоль реки Миляцка, движемся с основным потоком и попадаем в центр, само собой как-то так получается, что выезжаем к Латинскому мосту (мосту Гаврилы Принципа) — к тому самому месту, где произошло печальное событие, давшее повод к началу Первой Мировой. Какое-то время колесим по центру, пока не заглядываем в хостел. Как потом выяснилось, хостелов здесь пруд пруди, практически на каждой улице имеется. Вот и напротив нашего красуется вывеска HCC (Hostel City Center). Наш хостел поскромнее, называется Residence Rooms. Расположен в жилом историческом здани на третьем этаже. Велосипеды оставляем на первом этаже под лестницей, на них развешиваем палатку и все мокрые вещи — сушиться. Хостел большой, чистый, с несколькими санузлами, компьютерами, WiFi, кухней. Селимся в 12-ти местный номер, но все проживающие ведут себя очень скромно и никто никому не мешает.

Ночью, по традиции, отправляюсь прогуляться. Народу на улицах полно, туристы со всей Европы. Отовсюду слышна музыка, раздаются радостные голоса. То ли город такой веселый, то ли просто суббота.

За день проехали 70 км.



1 Официальное название страны — Босния и Герцеговина (Bosna i Hercegovina, BiH), но мне привычнее называть ее просто Боснией, это имя приятнее для слуха и создает ощущение более целостной страны, не вызывает ассоциаций, связанных с возможностью дальнейшего раздела бывших югославских республик.

2 Начиная с 1995 года и по настоящее время Босния и Герцеговина является конфедерацией, состоящей из федерации Боснии и Герцеговины, населенной в основном мусульманами, Республики Сербской, населенной православными сербами, и округа Брчко (одновременно входит и в Боснийскую Федерацию и в Республику Сербску, область находится под международным управлением).